ЭМБЛЕМА ЭТКафедра электрического транспорта больше полвека была единственной в Украине по подготовке высококвалифицированных кадров для одной из важнейших отраслей обеспечения жизнедеятельности городов – электротранспорта.

Становление кафедры и ее первые достижения непосредственно связаны с именем первого заведующего – доцента В.Г. Попова, который работал в нашем учебном заведении (тогда Харьковском институте инженеров коммунального строительства) до 1934 года по совместительству, оставаясь на основной работе в Наркомате коммунального хозяйства Украины. После переезда Наркомата в г. Киев В.Г. Попов остался в Харькове и возглавил кафедру энергетики и городского транспорта.

В 1943г. после освобождения г.Харькова кафедра городского электрического транспорта была в составе факультета Энергетики и городского транспорта. Тогда на ней работали доцент В.Г. Попов и преподаватель М.М. Подхалюзин, которые были известны далеко за пределами Украины.

Сегодня для нас это далекая история. А тогда, в послевоенные времена, приходилось решать много непростых вопросов и проблем, чтобы наладить обычный учебный процесс. Первые 26 студентов (из 175 в целом по институту) прибыли из эвакуации и начали занятие в г.Харькове 10 апреля 1944 года. Дальнейшее формирование коллектива, развитие учебной базы, усовершенствования содержания учебы проводились под непосредственным руководством заведующих кафедры доцентов Е.М. Омельченко, Е.И. Карпушина, А.И. Педенка, И.Б. Александрова.

Немало ярких страниц, к больше чем полувековой истории кафедры, в свое время было вписано такими выдающимися учеными и специалистами, как доцентами П.Г. Кофман, С.С. Блинкин, Г.Г. Билибин, М.М. Васис, А.У.Сизонов, Е.М. Френкель, старшими преподавателемя К.М. Тихонравова, Г.Г. Шестак.

Значительный взнос в воспитательную работу студентов и повышение уровня организации учебы осуществили доценты В.М. Пунгин, С.С. Терзин, А.В.Рябов, что пришли на кафедру с большим опытом подготовки специалистов для ракетных войск.

Следует отметить, что в течение многих лет плечом о плечо с коллективом кафедры электрического транспорта по делу подготовки специалистов для предприятий отрасли работал и коллектив кафедры деталей машин под руководством профессора П.П. Бута.

Мы благодарны этим людям – специалистам и руководителям, которые обеспечивали становление и развитие кафедры.

С 1946 года – года первого выпуска специалистов на кафедре путевку в жизнь получило больше 7 тыс. специалистов, которые учились по трем формам обучения: дневной, вечерней, заочной. Уровень подготовки специалистов повышался одновременно с ростом профессионального мастерства преподавательского состава. Выпускники кафедры Ю.В. Новиков, В.П. Веклич, В.Ф. Далека защитили докторские диссертации. Среди выпускников больше 15 кандидатов технических наук. Причем докторские диссертации профессорами В.Ф. Далекой, М.В. Хворостом были защищены непосредственно во время работы на кафедре, как и 12 кандидатских диссертаций. На кафедре постоянно действует аспирантура, где учатся будущие преподаватели, ученые.

Мы гордимся тем, что наши выпускники возглавляют большие транспортные предприятия, занимают должности руководителей органов государственной исполнительной власти разных уровней и местного самоуправления, директоров научно-исследовательских институтов, заводов и тому подобное.

Так, например, в настоящее время Корпорацию предприятий городского электротранспорта Украины возглавляет выпускник, почетный профессор нашего университета С.П. Бейкул; Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства (г. Киев) возглавлял выпускник, почетный профессор нашего университета, кандидат технических наук, доцент кафедры – Г.П. Зазубрина; Научно-испытательный центр городского электротранспорта Госстандарта Украины возглавляет канд. техн. наук В.Б. Будниченко; Главную государственную техническую инспекцию горэлектротранспорта Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и Управления городского электротранспорта – В.В. Вирченко.

Выпускники нашего учебного заведения, которые получали специальное образование на кафедре электрического транспорта, направлялись работать не только на предприятия Украины, но и в Российскую Федерацию, Беларусь, Молдову, страны Центральной Азии, Балтии и Кавказа. У нас учились также студенты из Румынии, Польши, Вьетнама, Афганистана, Монголии и Китая.

В течение многих лет руководителями трамвайно-троллейбусных предприятий в большинстве городов Украины были и есть наши выпускники, которые не забывали всячески помогать кафедре. В частности, кафедре было передано технологическое оборудование, тележки трамвайных вагонов, троллейбусные мосты, тяговые электродвигатели и даже полностью укомплектованный троллейбус. Мы благодарны за помощь университету нашим выпускникам, более авторитетным руководителям.

Сегодня наше учебное заведение изменилось неузнаваемо. От названия к содержанию. Институт получил сначала статус академии, а в недавнем прошлом статус университета, стал учебным заведением IV уровня аккредитации. Значительно выросла площадь учебных аудиторий и лабораторий.

Вместе с этим и увеличился коллектив кафедры. Сегодня в коллективе кафедры работает больше 30 человек, половина из них – выпускники университета.

Студенты, которые учатся на кафедре, направляются на работу в научно-исследовательские и проектные учреждения (институты), конструкторские бюро в депо, парки, энергохозяйства, путевые, лифтовые коммунальные и другие предприятия по эксплуатации электротранспорта, а также на заводы по производству и ремонту трамвайных вагонов, троллейбусных машин, тягового электрооборудования, преобразовательной техники.

Специалисты по направлению подготовки «Электромеханика» обеспечивают транспортное обслуживание городского населения, разрабатывают современные технические решения для подвижного состава и транспортной инфраструктуры, новые технологические процессы, совершенствуют теорию и практику городских перевозок, эксплуатацию, ремонт, проектирование и производство подвижного состава и систем электроснабжения. Они работают на предприятиях по проектированию, эксплуатации и ремонту технических средств транспорта, транспортной инфраструктуры и коммунального хозяйства.

Без преувеличения можно утверждать, что на каждом электротранспортном предприятии Украины трудятся наши выпускники. Они работают на ответственных должностях от мастеров к руководителям наивысших уровней и своим нелегким трудом обеспечивают ритмичную работу общественного электрического транспорта, который, например, только в Харькове, ежедневно перевозит больше половины пассажиров города.

Выпускники начинают работать из первичных должностей мастера, электромеханика, оператора, инженера, научного сотрудника, технолога, исследователя и др. Большинство специалистов выполняют организационно-управленческие функции на предприятиях из эксплуатации и производства технических средств электротранспорта.

Кафедра поддерживает тесную связь с выпускниками и предприятиями электротранспорта и коммунального хозяйства. С целью повышения квалификации специалистов и сокращения сроков их адаптации на производстве созданы филиалы кафедры в Харьковском коммунальном предприятии «Горэлектротранс», Харьковском метрополитене, в Киевском научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте городского хозяйства (НДКТИ ГХ), Коммунальном предприятии «Киевпасстранс», Конструкторском бюро «Южное» (г.Днепропетровск). Кроме того, кафедра открыла в городах Киеве, Симферополе, Донецке, Мариуполе свои филиалы по подготовке специалистов, которые уже имеют техническое образование. Численность выпускников в филиалах ежегодно достигает 100-150 лиц.

Целесообразность открытия филиалов кафедры и их функционирования на производстве, в научных, проектных и конструкторских учреждениях подтверждена длительным опытом. В год празднования 90-летия Университета исполнилось 25 лет основания первого филиала кафедры на базе Харьковского трамвайно-троллейбусного управления, тогда (в 1987 году) еще по общему приказу Министерства высшего образования и Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Проведение занятий с использованием современной производственной базы филиалов при непосредственном участии их ведущих специалистов дает возможность значительно повысить как уровень проведения занятий, так и уровень подготовки специалистов.

Больше 25 лет тому, по инициативе преподавателей кафедры (тогда декана факультета В.Х. Далеки, заведующего кафедры Э.И. Карпушина, старшего преподавателя В.Е. Каплуновского) на основе требований отрасли, интересы которой представлял начальник управления городского электротранспорта Министерства жилищно-коммунального хозяйства Г.П. Зазубрина, впервые в нашем учебном заведении был решен вопрос о сокращении срока учебы для студентов, которые уже имели среднее специальное образование. Сделать это было нелегко, поскольку изменения и дополнения к учебным планам в то время утверждались в Министерстве высшего образования СССР.

Впоследствии была воплощена идея непрерывности учебы, обеспечено согласование учебных планов со средними специальными учебными заведениями. Вершиной достижений кафедры в тот период при поддержке ректората стало создание первого в академии учебно-научно-производственного комплекса (ННВК) «Коммунальщик». Комплекс, созданный в 1991 году, дает возможность техникумам, предприятиям и организациям активизировать профориентационную работу, облегчить трудоустройство специалистов и тому подобное. Следует отметить, что первыми техникумами в составе ННВК «Коммунальщик» были Киевский и Мариупольский техникумы городского электротранспорта. Позже они были переименованы в Киевский электротехнический и Мариупольский электромеханический техникумы. У выпускников этих техникумов впервые в университете появилась возможность за дневной и заочной формами учебы получить дипломы о высшем образовании соответственно за 3,5 и 4,5 года, то есть с сокращением срока учебы на 1,5 года.

Также следует отметить, что значительную работу по созданию ННВК «Коммунальщик» провели директора этих же техникумов: в Мариуполе – Н.Г. Ермоленко – наша выпускница, А.Й. Орлов; в Киеве – О. С. Шаповалов, И.М. Сергийчук, Г.Г. Чертенко.

В дальнейшем срок учебы для выпускников техникумов (младших специалистов) по заочной форме обучения был сокращен до трех лет, начата подготовка специалистов-электромехаников по второму высшему образованию.

Открытие филиалов кафедры в ряде городов и создание ННВК «Коммунальщик» стало основой для организации учебно-консультационных пунктов. Первый из них был организован в г.Киеве в 1992 году на базе электротехнического техникума и филиала кафедры в НДКТИ ГХ. Это дало возможность проводить занятие с выездом преподавателей к филиалам кафедры в другие города Украины, расширить подготовку специалистов как по численности студентов, так и за территорией. Решаются вопросы подготовки специалистов и для стран близкого зарубежья. Для этого создан филиал кафедры в Приднестровском техническом университете (г. Тирасполь), где по соглашению в течение 2,5 лет студенты из ПМР учатся по дневной форме по месту жительства, а потом, также по дневной форме, продолжают учебу в университете по специальности «Электрический транспорт». Общий срок учебы не превышает пяти лет.

В 2007 году были разработаны и утверждены учебные программы подготовки специалистов за направлением подготовки "Электромеханика" и двумя новыми специальностями. В рамках одной из них - «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» – организована подготовка специалистов по исследованию, разработке, производству, эксплуатации и ремонту электромеханических систем транспортных средств: троллейбусов, вагонов метрополитена, трамвая, электромобилей, автомобилей, автобусов и специальных транспортных средств коммунального хозяйства. Разнообразные электрические системы и технические комплексы, которыми оснащены современные автомобили, городской пассажирский транспорт и оборудование жилищно-коммунального хозяйства самым детальным образом овладеваются студентами во время обучения по этой специальности.

Также открыта еще одна новая специальность – «ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРОПРИВОД». Здесь готовят специалистов по исследованию, разработке, производству, эксплуатации и ремонту электромеханических систем автоматизации и электроприводов промышленных установок, подъемно-транспортного оборудования, технологических комплексов и транспортного оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства: систем водо-, теплоснабжения, лифтов и эскалаторов. Привлекательность этой специальности растет благодаря широкому применению электромеханических систем автоматизации в разнообразных сферах современной хозяйственной деятельности. Студенты изучают механическое и электромеханическое оборудование, электрический привод, системы автоматики, получают знания, которые позволяют им проектировать и реализовывать контактно-релейное, логическое и микропроцессорное оборудование.

Вместе с тем, специальность «Электрический транспорт» является стратегически важным и чрезвычайно перспективным учитывая современные европейские и мировые тенденции стремительного развития городского электротранспорта.


FaLang translation system by Faboba